Перевозка пчёл на прицепах для пчелиных ульев. как самому сделать платформы для транспортировки

Плюсы” и минусы мобильного пчеловодства

Передвижная пасека обладает рядом преимуществ:

  • способствует улучшению опыляемости медоносов (как сельскохозяйственных, так и дикорастущих) и приросту охватываемой ими площади;
  • в силу разнообразия источников нектара получаемый мед отличается большим содержанием микроэлементов;
  • пасечник может выбрать, возле каких растений разместить ульи для получения желаемого сорта меда;
  • пчелы получают больше питания, что полезно для их жизнеспособности и прироста численности семьи;
  • кочевое пчеловодство позволяет продлить медосборный сезон, охватив спектр медоносов с разными сроками цветения.

Минусом является необходимость тщательно следить за тем, чтобы ульи при перевозке не тряслись, в противном случае часть пчел может погибнуть. Минимизировать тряску можно, тщательно фиксируя сами ульи, следя за плавностью процесса езды и продумывая маршруты, стараясь выбирать ровные дороги.

Также ни в коем случае нельзя накрывать ульи, особенно при высокой температуре воздуха. Пчелам требуется достаточное количество кислорода, и его дефицит чреват гибелью насекомых.

>

Кочевая пасека на колесах: как собрать своими руками, обзор мобильных прицепов

Поля медоносных растений зачастую локализуются на значительном расстоянии от жилища пасечника, вследствие чего он задумывается о приобретении прицепа для перевозки пчел.

При транспортировке ульев ставятся цели минимизировать их тряску и перевезти возможно большее количество пчелиных домиков за один раз. Возникает вопрос, какими характеристиками должен для этого обладать прицеп.

Виды прицепов для перевозки пчелиных ульев

Существует несколько вариантов пчеловодных прицепов, отличающихся особенностями конструкции. Ниже рассмотрены типы прицепов для транспортировки ульев.

Пчелоприцеп на легковом ходу

Если количество ульев невелико, бортовая пасека на автомобиле может быть организована с помощью простого прицепа, применяемого для перевозки грузов. У пчелоприцепа на легковом ходу хватает места для размещения двух десятков ульев с насекомыми.

Их можно держать там на протяжении всего сезона цветения медоносов. Приобретя такую модель, пчеловод подвергает ее доработке – обустраивает крышу, монтирует механизм для упрощения установки пчелиных домиков и снятия их с прицепа.

Легковые пчелоприцепы удобны своим малым весом и простотой транспортировки. Минус этого варианта – ульи при перемещении подвергаются значительной тряске, и надо позаботиться о качественной фиксации их ремешками. К тому же эти прицепы менее вместительны, чем другие типы, и для перевозки большого числа пчелиных домов придется совершить несколько поездок.

Павильон для пчел

Конструкция павильона не привязана к транспорту и предоставляет возможность постоянного пребывания пчелиных семей. Пространство в пять квадратных метров позволяет разместить полсотни ульев.

Павильоны бывают:

  • стационарными (не приспособлены для мобильного пчеловодства);
  • на колесах (подходят для кочевки и перемещения ульев ближе к местам произрастания нужных растений для сбора насекомыми нектара);
  • кассетными (оснащены отсеками для установки ульев).

Платформа для перевозки пчел

Платформа для пчел лучше всего приспособлена для организации кочевой пасеки. Она целенаправленно сконструирована для транспортировки пчел и позволяет переносить размещенные ульи на большие расстояния и обладает наибольшей продуктивностью с точки зрения объема медосбора: даже в бедных на растения-медоносы регионах можно получить 50 кг меда.

На установке, оснащенной бортами и стойками, можно разместить до 50 ульев. Встречаются в продаже и двхъярусные установки.

Преимущества платформы:

  • отсутствие потребности в загрузке и выгрузке ульев;
  • возможность оснащения системы крышей, защищающей от осадков и солнца;
  • меньшая выраженность тряски пчел при езде (по сравнению с легковыми прицепами) благодаря меньшему весу установки – благодаря этому насекомые чувствуют себя спокойнее, и путешествия не становятся для них стрессом;
  • благодаря большей полезной площади за один раз перевозится большее число ульев.

Как собрать прицеп для пчел своими руками: 5 шагов

Прицеп для пчел своими руками, подходящий для легкового авто, можно сделать, используя следующие комплектующие и инструменты:

  • трубы круглого и прямоугольного сечения;
  • раму для каркаса;
  • уголки и панели из пластика;
  • доски и листы металла для пола;
  • болгарку;
  • электродрель;
  • аппарат для сваривания деталей;
  • ручной инструмент.

Последовательность действий:

  1. К раме привариваются трубы с угловым сечением. Конструкция оснащается рессорными элементами и пружинами.
  2. Из прямоугольной трубки делают раму (размеры 180 см на 240 см) и соединяют с каркасной рамой. Также из трубки того же типа делают выдвижные санки.
  3. Уголками размечают местоположение ульев и прикрепляют колеса.
  4. Конструируют пол, соединяя доску (верх пола) с металлическим листом (низ). Приваривают стойки.
  5. С помощью уголков устраивают крепление для будущей крыши, которую делают из пластмассовых панелей.

Выбор прицепа для перевозки пчел: обзор трех моделей

К числу популярных моделей конструкций для перевозки относятся:

Двухосный оцинкованный МЗСА 817730.001

Его дно сделано из обработанной водоотталкивающим составом фанеры с ламинатным покрытием. Такой же фанерой обклеен и сам прицеп.

Модель оснащена откидным механизмом. Наибольший суммарный вес перевозимого груза – 950 кг. Конструкция отличается отличной устойчивостью благодаря двухосности и специальному дышлу.

«Пчеловод» от

Дно также сделано из фанеры, пропитанной влагостойким составом. Высота бортиков – 15 сантиметров. Максимальный вес груза – 1000 кг. Обладает двумя осями, крепкой рамой и рессорной подвеской, что делает его хорошим выбором для неровных дорог и сводит тряску ульев при транспортировке к минимуму.

Прицеп «Тандем»

Производимые в Кургане прицепы оснащены автоматическими подкатными колесами и ремнями, фиксирующими ульи. Также в комплектацию входит запасное колесо.

Высота оптимизирована для упрощения снятия и размещения ульев. Широкий прицеп позволяет оставить пространство между рядами размещаемых ульев. В процессе перевозки можно установить только один ярус ульев, но когда прицеп находится в стационарном состоянии, допустимо разместить большее их число – до четырех.

Плюсы и минусы мобильного пчеловодства

Передвижная пасека обладает рядом преимуществ:

  • способствует улучшению опыляемости медоносов (как сельскохозяйственных, так и дикорастущих) и приросту охватываемой ими площади;
  • в силу разнообразия источников нектара получаемый мед отличается большим содержанием микроэлементов;
  • пасечник может выбрать, возле каких растений разместить ульи для получения желаемого сорта меда;
  • пчелы получают больше питания, что полезно для их жизнеспособности и прироста численности семьи;
  • кочевое пчеловодство позволяет продлить медосборный сезон, охватив спектр медоносов с разными сроками цветения.

Минусом является необходимость тщательно следить за тем, чтобы ульи при перевозке не тряслись, в противном случае часть пчел может погибнуть. Минимизировать тряску можно, тщательно фиксируя сами ульи, следя за плавностью процесса езды и продумывая маршруты, стараясь выбирать ровные дороги.

Также ни в коем случае нельзя накрывать ульи, особенно при высокой температуре воздуха. Пчелам требуется достаточное количество кислорода, и его дефицит чреват гибелью насекомых.

Источник: https://DomaFerma.com/pchyoly/obustroystvo-ulya/pricep-dla-perevozki-pcel.html

Особенности использования прицепов

Основными вариантами перевозки ульев являются прицепы, платформы и павильоны. Они продаются уже готовые. Но из-за высокой стоимости часто пчеловоды предпочитают изготовить их своими руками. Это экономит средства и позволяет учесть особенности ульев, климатических условий.

Существуют правила и условия перевозки и установки:

  • перевозить пчел лучше ранней весной и осенью, когда они активны и полны сил, чтобы облететь новое место (идеальным временем считается ранняя весна, так как в ульях нет ещё тяжелых рамок с медом и нет новых сот);
  • новое место не должно быть близко расположено к старому, иначе часть пчел, или даже целая семья, может вернуться на прежнее место;
  • удаленность от конкурентов должна быть минимум 3 км;
  • передвижная платформа устанавливается в месте, где пчелы будут обеспечены чистой водой;
  • мобильная пасека устанавливается параллельно медоносным участкам и должна быть защищена от ветра и палящего солнца.

Это интересно: Посев огурцов на рассаду — рассматриваем по полочкам

Правила перевозки ульев

Перевозкой пчел занимаются ночью. Место выбирают удаленное от соседней пасеки минимум на 2 км. Оптимально перевозкой пчел начинать заниматься весной, а заканчивать – осенью. Насекомые лучше адаптируются на новом месте. Во время перевозки рамки укрепляют колышками, обеспечивают хорошую вентиляцию через леток.

Место под пасеку выбирают закрытое деревьями от ветра. Желателен источник воды. В жару привезенные ульи летками устанавливают на север. Если погода холодная – поворачивают на юг. Летки открывают после успокоения пчел, примерно через 20 минут.

Мобильная платформа

Одной из разновидностей прицепа является платформа для перевозки пчел

Она делается на основе ходовой части заводского прицепа с соблюдением важного условия – не нарушать допустимую правилами дорожного движения ширину платформы. Поэтому чтобы была возможность перевозить большое количество ульев, её удлиняют

Прицеп-платформа – это мало затратный вариант пасеки, если её сделать своими руками. К тому же она крепится к любому автомобилю и может вмещать до 50 ульев.

Такой тип конструкции для перевозки пчелиных семей имеет ряд преимуществ перед павильоном и автомобильным прицепом:

  • меньше чем прицеп подвержена тряски при переезде, а значит более комфортна для пчел;
  • конструкция может быть как одноярусной, так и многоярусной, в зависимости от количества пчелиных семей;
  • ульи не спускают на землю, что явно облегчает труд пчеловода;
  • на случай дождя и в качестве защиты от солнца на платформе легко устанавливается крыша.

Самостоятельная постройка платформыДля постройки платформы своими руками понадобится:

  • автомобильный прицеп (ОЗПТ);;
  • квадратная труба 2,5х5 см — 1200 см;
  • квадратная труба 2х4 см — 2400 см;
  • уголки 4х180 см — 3 шт.;
  • уголки 3,5х240 см — 2 шт.;
  • труба 20х240 см — 3 шт.;
  • пластиковые панели 10х180 см — 24 шт.;
  • лист тонкого железа, равный размеру платформы;
  • профиль — 1 м.;
  • подшипники — 8 шт.;
  • пластмассовые панели для крыши;
  • сварочный инвертор;
  • угольник;
  • доски.

Рессоры и пружины

После того как инструментарий и материалы подготовлены, можно приступать к постройке платформы своими руками.

Рама, петли, пол

Раму прицепа удлиняют на один метр квадратными металлическими трубами с помощью сварки. На мост устанавливают рессоры с пружиной от УАЗика.

Выдвижная средняя часть на салазках

Из металлических труб (2,5х5 см) делают раму 240х180 см, которую закрепляют квадратными трубами. Дно рамы закрывают листом железа.

Установка крыши из уголков и панелей

Поделив всю раму на три части, среднюю делают выдвижной на салазках из квадратной трубы 2х4. Затем приваривают петли для крепления ульев. Дышло укрепляют трубой 4х150 см.Последний этап — сооружение крыши при помощи уголков и пластиковых панелей.

Это примерная инструкция постройки платформы, которую при желании можно дополнить и изменить по своему усмотрению. Существует огромное количество альтернативных вариантов с разными подходами и конструктивными особенностями.

Разновидности механизмов для транспортировки ульев

Для перевозки пчелиных семей применяются устройства разных конструкций и модификаций. К наиболее популярным вариантам относится обычный прицеп легкового автомобиля, специально оборудованный павильон и платформа.

Пчелоприцеп на легковом ходу

При небольшом количестве ульев используется обычный прицеп для автомобилей, который применяется для транспортировки бытовых грузов. В стандартной конструкции поместиться около 20 жилищ медоносных пчел. Чтобы регулярно использовать прицеп в качестве транспортировочного устройства ульев, требуется дополнительно обустроить крышу, специальный механизм для погрузки и выгрузки грузов.

Прицепы для легковых машин характеризуются небольшой массой и простой эксплуатацией. Но во время перевозки улья требуется крепко зафиксировать, чтобы предотвратить их встряску. Прицепы от обычных автомобилей не отличаются хорошей вместительностью, поэтому для транспортировки больше 20 жилищ медоносных пчел требуется выполнить несколько поездок.

Прицеп-павильон для пчел

Пчелопавильон не привязан к машине, поэтому он используется для постоянного пребывания пчелосемей на определенной территории. Вместительность конструкции – до 50 ульев.

Разновидности павильонов:

  • Стационарные. Устройства не оснащаются колесами, поэтому их нельзя перевезти.
  • Кассетные. Оборудованы отсеками для размещения ульев.
  • На колесах. Подходят для транспортировки пчелиных жилищ в места, приближенные к медоносным базам.

Платформа для перевозки пчел

Платформа предназначена для мобильного пчеловодства. Ее конструкция позволяет транспортировать улья на значительные расстояния. Установка оборудована стойками и бортами. На рынке встречаются двухъярусные модели. Вместительность приспособления – до 50 ульев.

Плюсы платформы:

  • Меньшая встряска во время езды, так как платформа обладает небольшой массой;
  • Не нужно загружать и выгружать пчелиные жилища;
  • Можно прикрепить крышу для защиты пчелосемей от неблагоприятных погодных условий.

Платформа для пчел своими руками

Лучшим вариантом считается платформа для пчел из-за большей вместимости ульев. Вдобавок на прицепном устройстве домики остаются стоять после приезда на место стоянки.

Чертежи, инструменты, материалы

При изготовлении платформы понадобятся аналогичные инструменты и материалы, что использовались для сборки прицепа. Чертеж отличается размерами. Платформу обязательно оснащают двумя колесными парами, высокими съемными бортами. По желанию делают крышу и выдвижную площадку.

Процесс сборки

Для получения платформы, стандартные прицепы легкового автомобиля для пчеловодства подвергают переделке:

  1. Первым делом удлиняют раму минимум на 1 м, приварив дополнительные заготовки из профиля и трубы.
  2. Мост и рессоры используют от автомобиля УАЗ.
  3. Раму поперек визуально разделяют на участки. Обычно их 3 штуки шириной по 60 см. Из квадратной трубы сваривают выдвижную рамку для ульев. Ставят ее на салазки.
  4. Под ульи из уголка сваривают рамки, крепят к платформе. Днище заваривают листовым металлом.
  5. Колесика выдвижного механизма общей рамки для ульев делают из подшипников. Их распределяют равномерно по конструкции.
  6. Пол платформы настилают из доски. Вдоль боковых бортов приваривают петли для стягивания ульев лентами.
  7. Стойки бортов приваривают по углам рамы и центру, где располагаются салазки. Дышло платформы усиливают трубой сечением 40 мм.
  8. Каркас крыши сваривают с уголка. Обязательно выдерживают уклон, чтобы стекала дождевая вода.

Финалом работ является укладка кровельного материала. Обычно применяют жесть, оцинковку, профнастил.

Платформа для пчелок своими руками

Платформа имеет очень много плюсов перед другими видами устройств для перевозки пчелиных ульев. Еще одним немаловажным достоинством платформы для пчел является легкость монтажа своими руками.

Для организации самодельной платформы потребуется подготовить:

  • Заводской автомобильный прицеп;
  • Квадратные трубы с размерами 2,5х5х1200 см, 2х4х2400 см;
  • 3 уголка с размерами 4х150 см и 2 – 3,5х240 см;
  • 24 пластиковые панели размерами 10х180 см;
  • 3 трубы, диаметром 20х240 см;
  • Лист железа по размеру платформы;
  • 8 подшипников;
  • 1 м профиля;
  • Угольник;
  • Деревянные доски;
  • Сварочное оборудование.

На заметку. Чтобы не ошибиться при сварке элементов, обязательно следует выделить время для выполнения четкого чертежа с указанием всех размеров.

После того, как все оборудование готово, можно приступать к изготовлению платформы собственными руками.

Инструкция:

  1. С помощью металлических труб на 1 м удлиняют прицеп.
  2. На мост прицепа следует установить рессоры от обычного УАЗика.
  3. Из труб с размерами 2,5х5 см изготавливают раму с параметрами 240х180 см, дно которой закрывают листом железа.
  4. Всю раму разделяют на 3 одинаковые части. Центральная часть для удобства делается выдвижной. Для этого используют салазки из трубы 2х4.
  5. Теперь можно приварить петли для фиксации ульев. Закрепление дышла проводится с использованием трубы 4х150.
  6. Последним этапом станет сооружение легкой крыши, которая защитит домики с насекомыми от палящих лучей и атмосферных осадков.

Важно! Выше представлен приблизительный вариант создания платформы для перевозки пчел со всеми размерами и параметрами. В зависимости от личных предпочтений и требований конструкцию можно преображать и изменять.

Популярные модели

На рынке образовалась своя лидирующая группа. Рейтинг составлен исходя из спроса и отзывов самих пасечников, а также мнения специалистов в этой отрасли.

В список входят тех автоприцепы, которые предназначены для легковых автомобилей и могут применяться как для транспортировки, так и для сезонного содержания на них пчелиных домиков.

МЗСА

Конкретно рассматривается модель 817730.001

Это двухосный прицеп с великолепной устойчивостью, которые на ходу не раскачивается, что важно для спокойствия пчел при переездах

Дно сделано из влагозащитной фанеры и ламинированного покрытия. Подвеска резино-жгутового типа. Легко перевозит до 950 килограмм, имеет оба откидывающихся борта.

Платформа имеет размеры 3784×1720х792 мм.

Стоит такая модель от 65 тысяч рублей.

Тандем

Модель производства компании Курганские прицепы. Также двухосная конструкция, которая очень распространена среди пчеловодов.

Прицеп имеет большую ширину, что позволяет расставлять ульи в два ряда с сохранением пространстве между ними для передвижения, перемещения и хранения вспомогательного оборудования.

Предназначен для перевозки груза весом до 450 килограмм. Подвеска здесь пружинно-амортизационная. А размеры составляют 5300×2070х1300 мм. В комплекте идет подкатное колесо-автомат, ремни, стяжки.

При организации постоянного места для сбора меда ульи можно укладывать в 3-4 яруса.

Цена прицепа несколько выше, и начинается от 89 тысяч рублей.

7135 Пчеловод

Прицеп производства фирмы Прогресс. За счет бортов высотой 15 см удается легко разгружать и загружать ульи.

Используется рессорная подвеска, которая лучше подходит для плохих дорог. Ход мягкий, вне зависимости от дорожного покрытия.

Перевозит груз массой до 560 килограмм. Размеры кузова составляют от 2500 до 3800×1400х150 мм. За счет рамы и двух осей способен загружаться до 1000 кг. Стоит минимум 79 тысяч рублей.

Пасека седельная 24

Продукт фирмы Ось. Предназначен для перевозки 24 домиков пчел. Отличное решение для кочевого использования, когда требуется перемещаться с места на место в поисках медоносных растений.

Конструкция позволяет укладывать ульи в несколько рядов, не нарушая циркуляцию воздуха. Показатель грузоподъемности здесь 1500 кг. Дополнительно есть выдвижная кассета, куда помещается 8 домиков.

При всех своих отличных характеристиках, стоит такой прицеп от 65 тысяч рублей.

Это далеко не весь список пчелоприцепов, которые могут применять пасечники. Потому выбор всегда остается за вами.

Всем спасибо за внимание!

Спасибо за прочтение! Пожалуйста,

Кочевая пасека

Как известно, многие пчеловоды содержат своих пчел только в стационарных пасеках, но в таких случаях, редко когда удается обеспечить насекомых хорошей кормовой медоносной базой. Именно поэтому практически большая часть отечественных пчеловодов – это кочевники.

Как организовать такую пасеку?

О возможности иметь передвижную удобную пасеку задумываются все пчеловоды, которые хотят собирать большой урожай медопродукции и приумножать прибыль от такого рода деятельности.

Как показывает практика, именно пасека на колесах помогает увеличивать медосбор практически на 40% больше, чем стационарная. Особенно это актуально весной. С ее помощью ульи можно перевозить на большие площади медоносных растений.

Более того, самым ценным считается мед, который собран именно с одного вида растения, а этого может помочь достигнуть только передвижная пчелиная пасека.

Улья в прицепе

Конечно, заменить специальный пчелиный павильон трудно, но все же для организации кочевки может пригодиться и обычный прицеп от автомобиля (как на фото). Лучше всего с этой задачей справится прицеп по типу будка.

Если такого нет, а в наличии имеется обычный бортовой, тоже не беда. В таком случае навесную будку придется соорудить своими руками. Как это сделать, вы узнаете дальше благодаря простым инструкциям и познавательным видео материалам.

Если у вас прицеп-будка, можно сразу приступать к внутренней подготовке, если обычный прицеп, тогда делаем навес.

Для этого с помощью деревянных реек делаем каркас, затем можно фанерой или опять-таки деревянными досками соорудить «будку», крышу накрыть сверху стальным листом, либо другим кровельным материалом, например, шифером. Затем внутреннее пространство нужно поделить на две части по размерам ульев и оставить место для прохода. Для большей вместительности хорошо придумать второй ярус.

Внутренняя конструкция

Внутри полки и все крепления для ульев нужно сделать прочными и крепкими, ведь переезжая с места на место, нужно быть уверенным, что домики пчел хорошо закреплены и не шатаются. Также следует предусмотреть необходимые отверстия для вылета насекомых на взяток.

В прицепе по размеру они должны совпадать с размерами отверстий ульев. Если все готово, выбрано подходящее место для переезда, тогда можно смело устанавливать улики, закреплять их и перевозить к медоносам. Прелесть использования таких передвижных пасек в том, что ульи не нужно постоянно грузить и разгружать при приезде. Достаточно поставить прицеп в нужном месте, чтобы насекомые начали взяток.

Самодельная платформа

Одним из самых удачных вариантов для организации передвижной пасеки – это платформа. Ее можно приобрести готовую или соорудить своими руками, что является очень выгодным и хорошим вариантом.

Обычная платформа, как известно, является четырех- или двухколесной площадкой со специальным каркасом и креплениями для ульев. Обычно на них можно устанавливать домики пчел в несколько ярусов. Крепятся такие платформы к любому автомобилю и очень удобны при перевозке.

Для ее изготовления своими руками мастеру понадобились рычаги с шарнирами, пружинные стойки, амортизаторы, колеса от автомобиля с независимой подвеской и стальные части для основы.

По нужному периметру устанавливается металлический каркас, к которому прикрепляется основа с колесными осями. Далее дело остается за малым – приделать колеса, амортизаторы, подвеску и крепления для ульев. Такую платформу еще очень часто называют пасечной телегой.

Павильон для кочевки

Пчеловодный павильон сегодня – это один из самых популярных и доступных методов для организации пасеки на колесах. Они бывают простыми крытыми и закрытыми. Крытые павильоны – это по сути те же тележки, только имеющие крышу и огражденные решетки. Закрытые павильоны – это уже основательная конструкция, которая поддерживает в ульях постоянную температуру, так как имеет закрытый тип.

Обычные павильоны имеют напротив летков специальные отверстия, через которые летают насекомые. Другой тип – кассетный павильон считается одним огромным ульем на колесах. В нем имеются специальные выдвижные кассеты, куда помещаются семьи пчел.

Особенности кочевых пасек на колесах

Перевозка пчел с места на место имеет ряд своих правил и особенностей. Не стоит забывать, что на одном месте рядом могут находиться тоже конкурентные пасеки (в радиусе 3-х км), поэтому соблюдайте дистанцию, помните о различных формальностях. Ставьте свои пчелиные домики так, чтобы к ним можно было легко подъехать и контролировать.

Неподалеку от взятка у пчел должен быть доступ к чистой пресной воде. Также выбирайте место для стоянки пасеки на колесах в тихих местах, где не будет сильных ветров и палящих солнечных лучей. Кстати, свет должен быть умеренным, поэтому лучше всего выбирать немного затененные места.

Правильная постановка ульев

Расстановка ульев и размещение их на перевозной телеге, как оказывается, имеет огромное значение. Важно помнить, что пчелы, летая на один взяток, приобретают похожий запах, их легко принимают даже не свои семьи. Насекомые могут путаться, залетать в «чужой» улей, страдать воровством, нагромождаться в крайних ульях.

Особенно в ветреную или дождливую погоду труженицы могут залетать в самый ближний к взятку леток. Именно поэтому все домики важно ставить параллельно взятку на одинаковом расстоянии. Желательно располагать их в ряд на одной полосе. Если такой возможности нет, лучше тогда поставить в два ряда.

Также для большей ориентации насекомых и запоминания своего «дома» специалисты советуют красить улики в разные цвета.

Как оформить кочевую пасеку

Приняв решение использовать выездную пасеку, изучите перечень документов, разрешающих такой вид деятельности. На пасеку в обязательном порядке заполняют ветеринарно-санитарный паспорт. Этот документ дает разрешение на выполнение любых действий — перевозку ульев, продажу меда, пчеломаток, покупку семей и т.д.

Семь разделов включают в себя сведения о владельце пасеки, ее описание, местоположение, характеристику семей, количество ульев, санитарное состояние и здоровье насекомых, перечень профилактических мероприятий, результаты лабораторных исследований пчел, меда, перги и т. д.

Получить документ можно в районной ветеринарной станции. Предварительно хозяйство проверяет ветеринарный врач, берет пробы для анализа, дает заключение о соблюдении санитарных норм и правил. Если претензий нет, выдается паспорт с подписью врача и печатью.

Каждый пасечник должен точно знать, как получить паспорт пасеки, какие мероприятия следует провести в своем хозяйстве перед проверкой.

Перед выездом необходимо оформить один из санитарных документов, представленных ниже:

  1. Ветеринарное свидетельство (форма № 1) — необходимо для перевозки пчел за пределы района проживания в любое место на территории России. Оформляется в ветучреждении, подведомственном органам исполнительной власти субъекта РФ, подписывается руководителем или врачом, у которого есть на это полномочия, заверяется печатью.
  2. Ветеринарная справка (форма № 4) — необходима для перевозки пчел в пределах района проживания. Оформляется в ветучреждении, подведомственном органам исполнительной власти субъекта РФ, подписывается врачом, заверяется печатью.
  3. Ветеринарный сертификат (форма № 6.1).

Если мобильная пасека планируется в лесу, то следует знать статью 38 Лесного кодекса. По этому документу пасеки можно располагать в лесных угодьях на основании договоров аренды с учреждениями, на территории которых находится лес.

В регионах РФ действуют собственные законы, которые необходимо знать и выполнять.

Кроме того, необходимо иметь разрешение на управление транспорта с прицепом и открыть соответствующие категории. Прицеп должен быть обеспечен номерными знаками, документами ГИБДД, допустимый вес без груза 750 кг..

Еще больше требований предъявляется к документации и деятельности, если используется пасека как бизнес.

Платформа для перевозки

Любая платформа — приобретенная или самодельная — лучший вариант для транспортировки насекомых. Это классический прицеп (одно- или двухосный), на котором установлены специальные борта и стойки, крепления и т. д. Это позволяет легко ее перевозить любым транспортом.

Платформа имеет небольшой вес, поэтому не так сильно подвержена тряске. Можно сделать одно- или многоярусное строение для перевозки больших пасек, в которых есть свыше 50 семей.

Использовать платформу очень удобно. Нашли новую точку для медосбора, просто подцепили всю пасеку к автомобилю и поехали туда на любое совершенно время. Платформу можно использовать в любом климатическом поясе и при любой погоде — достаточно лишь натянуть сетку или поставить какое-либо покрытие. Перевозка пчелопакетов и ульев с пчелами таким способом — лучшее решение на сегодня.

Платформа для перевозки пчел: виды, модели кочевых пасек, как сделать прицеп своими руками

Для сбора меда пчелам необходима медоносная база (цветущие деревья, кусты, прочее). Обычно поля находятся далеко от дома и местоположение приходится менять, когда заканчивается период цветения определенных растений. Для транспортировки ульев используется специальный прицеп для перевозки пчел. Можно купить готовое устройство на рынке или самостоятельно сделать агрегат.

Как собрать прицеп для пчел своими руками

Чтобы изготовить прицеп для перевозки пчёл своими руками, для начала необходимо сделать чертёж. Также вам понадобится готовая повозка или конструкция, напоминающая тележку. Специалисты-пчеловоды рекомендуют использовать прицеп. Например, прицеп от «ОЗПТ-Сармат».

Итак, для изготовления прицепа вам понадобятся:

  • труба профильная 25×50 мм. — 12 м.;
  • труба профильная 20×40 мм. — 24 м.;
  • уголки 4×180 мм. —2 шт.;
  • уголки 4×60 мм. —10 шт.;
  • железные петли — 10 шт.;
  • труба круглая 20×240 мм. — 3 шт.;
  • панели из пластика 10×180 см. — 20 шт.;
  • лист стали, размер которого рассчитан по чертежу в зависимости от габаритов изделия;
  • подшипники — 8 шт.;
  • фанера толщиной в 16 мм. для формирования дна в прицепе;
  • сварочный аппарат.

Первым этапом изготовления прицепа для пчёл будет увеличение длины его основания на 1-1,5 м. Для этого понадобится профильная труба. После этого на сам прицеп нужно установить ходовую часть.

Пошаговая инструкция по сборке прицепа:

В первую очередь необходимо изготовить раму-основание для прицепа. Здесь понадобится профильная труба 25х50 мм. Габариты готовой конструкции должны быть 2,4х1,8 м

ВАЖНО! Для обеспечения максимальной надёжности прицепа, через каждые полметра необходимо закрепить профили 20х40 мм. Приваривать трубы необходимо поперёк основанию прицепа. Следующим шагом будет закрепление полученной конструкции непосредственно к раме прицепа

Для этого понадобится сварочный аппарат. После того, как сварочные работы будут завершены, разделите полученную конструкцию на 3 части и нанесите разметку. Дальше нужно создать движущиеся салазки, предназначенные для размещения на них ульев с пчёлами. Из профильной трубы 25х50 мм. нужно вырезать и изготовить движимые салазки. Далее с помощью уголков 4х60 мм. нужно сделать места для размещения ульев. Делается это путём приваривания уголков к днищу прицепа. С каждой стороны должно получиться по 5 мест для ульев. Учитывая размещение только что приваренных уголков для ульев, на их уровне с помощью сварочного аппарата закрепить по 5 петель с каждой стороны. Они служат для фиксации погруженных на прицеп ульев и обеспечивают безопасность перевозки пчёл. На следующем этапе необходимо выложить дно полученной конструкции листом железа. ВАЖНО! Заранее определите необходимые габариты металла, исходя из чертежа готового прицепа. На следующем этапе понадобятся подшипники. Равномерно распределите их на раме конструкции. Это обеспечит подвижность салазок. Теперь, когда основные движущиеся части прицепа готовы, необходимо выстелить дно конструкции фанерой толщиной 16 мм., поверх металлического листа. Дальше приготовьте профильные трубы 20х40 для стоек. Их необходимо равномерно распределить по углам прицепа и приварить. Длина труб при этом должна быть не менее 1,55 м. Там, где будут размещаться салазки с каждой стороны готовой конструкции, приварите по 2 стойки из той же профильной трубы 20х40 мм. Высота стоек при этом должна быть 1,6. Теперь практический готовый прицеп нужно укрепить трубой (круглой) 20х240. При этом её необходимо фиксировать через дышло конструкции. К только что установленной трубе приварите по 2 уголка 4х180 с каждой стороны.

Вот и всё! Ваш прицеп для транспортировки пчёл готов. Последним этапом работ будет создание основания для тента. Для этого используйте все оставшиеся уголки. В качества тента можно использовать пластиковые панели.

Как пчёлы реагируют на переезд

При транспортировке медоносные насекомые проявляют беспокойство вследствие изменения привычной обстановки. Любые посторонние звуки (гул машины), тряска при езде, замкнутое пространство, — всё это заставляет их разнервничаться. В этом случае обменные процессы ускоряются, и потребность в кислороде возрастает во много раз. Они будут пытаться найти щель и вылететь наружу.

Возбуждённое состояние приводит к повышению температуры в улье, большему расходу мёда и повышению влажности. При высоких температурах соты могут оборваться и придавить собой обитателей улья, среди которых может оказаться и матка. В жаркую погоду без должной вентиляции пчёлы могут погибнуть вследствие запаривания.

Как сделать прицеп для перевозки пчёл своими руками

Каждый пчеловод знает, что смена местоположения ульев является одним из главных условий для нормального функционирования и развития пчелиных колоний. Кроме того, изменение среды обитания влияет на качественные показатели мёда. Часто медоносные поля располагаются вдали от пасеки, и пчёлам сложно преодолевать длинный путь.

Далёкие вылеты также влияют на производительность труда медоносных пчёл, ведь чем дальше они летают за нектаром, тем меньше сбор мёда. Чтобы улучшить качественные показатели медосбора и увеличить популяцию, перевозку пчелиных ульев необходимо осуществлять осенью или весной, что существенно уменьшит потери среди насекомых при переезде.

Пчёлы испытывают меньший дискомфорт, ведь температура внутри домика будет снижена. Перемещать пасеку нужно в направлении региона, где растёт как можно большее число различных медоносов — чем больше цветущих культур расположено вблизи ульев, тем больше сбора получит пасечник.

Важно! Необходимо соблюдать минимальное расстояние перевозки ульев в 4 км, иначе некоторые пчёлы будут возвращаться на прежнее место, и это может разрушить колонию

Для изготовления платформы необходимы следующие материалы и инструменты:

  • труба профильная 25×50 мм — 12 м;
  • труба профильная 20×40 мм — 24 м;
  • уголки 4×180 мм —2 шт.;
  • уголки 4×60 мм —10 шт.;
  • железные петли — 10 шт.;
  • труба круглая 20×240 мм — 3 шт.;
  • панели из пластика 10×180 см — 20 шт.;
  • лист стали, размер которого рассчитан по чертежу в зависимости от габаритов изделия;
  • подшипники — 8 шт.;
  • фанера толщиной в 16 мм для формировки дна в прицепе;
  • сварочный аппарат.

Изготовление платформы необходимо начать с удлинения рамы на 1 м профильной трубой и установки ходовой части на прицеп.

Знаете ли вы? Пчела способна распознать запах цветка на расстоянии 1 км.

Пошаговая сборка платформы:

  1. Из профильной трубы 25×50 мм сделать раму размерами 2,4×1,8 м. Чтобы обеспечить прочность конструкции, через каждые 0,5 м поперечно приварить трубы меньшего сечения (20×40 мм).
  2. Используя сварочный аппарат, приварить полученную конструкцию к повозке. Произвести разметку полученной платформы на 3 части.
  3. Для расположения пчелиных домиков внизу платформы сконструировать выдвижные салазки.
  4. Раму для салазок изготовить из профильной трубы 25×50 мм.
  5. Используя 10 уголков 4×60 см, которые крепятся к днищу конструкции, распределить места для ульев, по 5 с каждой стороны.
  6. По обе стороны бортов установить по 5 железных петель для стягивания ульев.
  7. Днище рамы выстлать листом стали.
  8. Подшипники рассредоточить по раме для обеспечения подвижности салазок.
  9. Днище платформы укрыть поверх стального листа фанерой.
  10. По углам рамы приварить стойки из профильной трубы 20×40 мм высотой 1,55 м.
  11. На месте расположения салазок с каждого бока платформы установить по 2 стойки из профильной трубы 20×40 мм высотой 1,65 м.
  12. Дышло полученной конструкции укрепить круглой трубой размером 20×240 см, пропуская её к середине платформы.
  13. Под наклоном приварить по 2 уголка размером 4×180 см к дышлу.
  14. Из оставшихся уголков соорудить навес, покрыть его панелями из пластика.

Этапы изготовления тележки для перевозки ульев

  1. Взять чертеж.
  2. Приготовить металлический материал, другой не подходит, он не будет таким надежным, большой груз невозможно будет перевозить.
  3. За основу подойдет материал с прицепа автомобиля, воза и других видов тележки.
  4. Тележку можно применять и вертикально, и горизонтально.
  5. Замок состоит из металлических платин, зацепов, которые образовывают захват.
  6. Платины должны состоять не меньше, чем с двух отверстий.
  7. Вниз отверстия должны вставляться штыри, улей будет зафиксирован, на верхнем будет размещено кольцо и подвесная скоба. Так можно будет кольцо зацеплять или подхватить с помощью троса. Это идеальный вариант для тяжелых многокорпусных перевозок.

Виды прицепов для перевозки пчелиных ульев

Перво-наперво, полностью поймите своих пчёл и как они ориентируются на свои ульи

Это важно, потому что, если вы не примете это во внимание, вы потеряете пчёл. Пчёлы имеют радиус 3-5 км., но перемещение чего-либо более чем на 3 м

за раз может запутать пчёл, если не будут приняты надлежащие меры предосторожности Для больших миграций пчёлам нужно будет переориентироваться на локацию улья. Они используют ориентиры, чтобы найти дорогу назад, и, если вход в улей выглядит иначе, они переориентируются, а не возвращаются в исходное местоположение

за раз может запутать пчёл, если не будут приняты надлежащие меры предосторожности. Для больших миграций пчёлам нужно будет переориентироваться на локацию улья

Они используют ориентиры, чтобы найти дорогу назад, и, если вход в улей выглядит иначе, они переориентируются, а не возвращаются в исходное местоположение.

Для перевозки ульев и пчёл используются прицепы различных конструкций и модификаций. Самые распространённые из них:

  • легковой прицеп (прицеп легкового автомобиля);
  • платформа;
  • павильон.


Для транспортировки на небольшое расстояние, например, в пределах собственной пасеки или на соседний участок, можно воспользоваться обычной тележкой или просто ремнями. Конечно, здесь лучше заручиться поддержкой соседа или партнёра по пасеке. Рассмотрим виды самодельных прицепов для перевозки пчёл более подробно.

Прицеп легкового автомобиля

Прицеп легкового автомобиля используется для транспортировки ульев на небольшие расстояния или при небольшом количестве пчёл. Этот способ выделяется простотой и удобством, поскольку погрузить и выгрузить ульи здесь можно самостоятельно.

Профессиональные пчеловоды при транспортировке ульев пчелоприцепом на легковом ходу рекомендуют придерживаться таких рекомендаций:

Чтобы избавить прицеп и непосредственно пчёл от стресса и вибраций при перевозке, обязательно используйте солому или другой подобный материал в качестве подстилки на днище прицепа. Распределяйте ульи правильно – их необходимо расположить параллельно бортам легкового прицепа. Между ульями необходимо выдерживать определённый интервал. В большинстве случаев 10-15 см. будет достаточно. Внимательно следите за поведением пчёл и положением улья непосредственно при погрузке и разгрузке

Выполнять работы необходимо с особой осторожностью. Перевозите пасеку осторожно, максимум при 50-60 км/ч. Правильно размещайте груз и обязательно зафиксируйте каждый улей ремнями.

Прицеп-платформа

Платформа для перевозки пчёл является наиболее популярным среди отечественных пчеловодов. Он представляет собой открытый прицеп с одной или двумя осями. Средняя вместительность такого прицепа – 50-60 ульев.

Среди основных преимуществ такого вида прицепа для пчёл выделяются следующие:

  • платформа может иметь несколько ярусов в высоту, позволяя перевозить большее количество ульев за один раз;
  • такой прицеп можно накрыть тентом или пластиковыми панелями, которые уберегут пасеку от дождя или прямых солнечных лучей;
  • процедура погрузки и выгрузки сот значительно упрощена благодаря их вертикальному расположению.

Прицеп-павильон

Такой павильон для пчёл выделяется среди остальных тем, что он также является и место обитания пчёл. То есть для их перевозки достаточно просто подцепить павильон к автомобилю, и можно сразу отправляться в путь. В большинстве случаев такие павильоны вмещают 30-40 домиков для пчёл (по 5 штук с каждой стороны в 3 ряда).

Прицеп для перевозки пчел

ПРИЦЕП ЛЕГКОВОЙ мод. 82903 «ОРИОН-9»

с удлиненной платформой для перевозки пчелиных ульев и длинномерных грузов

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Полная масса автоприцепа, кг

1600
Масса снаряженного , кг 400
Габаритные размеры, мм
— длина 5350
— ширина 1650
— высота с тентом стандарт / увеличенный 1710 / 2310
— длина платформы4250
— ширина платформы1600
Погрузочная высота, мм 700
Колея, мм 1420
Дорожный просвет, мм 350
Объем кузова, куб.м
— без тента 1,75
— с тентом стандарт/увеличенный 4,2/8,2
База , мм 750
Распределение массы на дорогу от прицепа полной массы, кг
— через шины 1550
— через замковое устройство 50
Шины 6,45-13
Сцепное устройство шарового типа
Диаметр сцепного шара, мм 50
Подвеска независимая, рычажная с резино-жгутовыми амортизаторами
Напряжение сети, питающей электрооборудование , В 12

Данный универсальный тентованный двухосный прицеп предназначен для перевозки длинномерных, крупногабаритных и объёмных грузов легковым автомобилем. Это самый объёмный и длинный легковой прицеп.

Все шесть бортов не только открываются для погрузки с любой стороны, но и снимаются. Снимаются также и стойки, в результате чего образуется голая платформа, на которой можно перевозить более громоздкие и длинные предметы, а также разнообразное оборудование.

Важной особенностью транспортного средства является ремонтопригодность. Ходовая часть и тормозная система сделаны на базе ВАЗ-2108, поэтому запчасти можно приобрести в любом магазине автозапчастей.

Все изделия продаются с оцинкованными бортами, крашеной рамой, пол многослойная фанера.

Двухосный прицеп для легкового автомобиля Орион-9 оснащен тормозом наката.

Тормоз наката необходим для перевозки тяжелых грузов на автоприцепе общей массой более 750 кг. Он срабатывает при торможении автомобиля на основе инерции прицепа.

Подвеска резино-жгутовая, практически неубиваемая.

При эксплуатации , особенно при перевозке тяжелых грузов, необходимо правильно размещать и обязательно крепить груз воизбежание смещения и поломки прицепа и автомобиля.

Все изделия комплектуются тентом с дугами, подкатным колесом. Запаску можно приобрести дополнительно. Под нее имеется специальное место.

Для пчеловодов он был доработан и оснащен специальной платформой, поэтому может вполне использоваться, как легковой прицеп для перевозки пчел.

Уникальность заключается в том, что после снятия бортов на него устанавливается специальная платформа с ульями. Одним прицепом можно перевозить и расставлять несколько платформ. Платформы в стоимость изделия не входят и продаются отдельно.

Размеры платформы 1800х4200 мм.

Установка и снятие платформы с автоприцепа осуществляется с помощью специального съемного домкрата и опорных стоек на платформе, регулируемых по высоте.

Для обслуживания ульев в центре платформы по длине имеется проход.

Возможность покупки одного транспортного средства и нескольких платформ решает проблему перевозки пчел в несколько точек сбора меда.

Вместимость платформы 16 ульев. Каждая такой помост является своеобразным павильоном для пчел.

Перевозка пчел на прицепах осуществляется после того, как все ульи бдут закреплены на платформе ремнями.

Купить прицеп для перевозки пчел вы можете в

ООО Гора-Холдинг

Контактная информация:

Почтовый адрес: 142641 Московская область, Орехово-Зуевский р-н, д. Гора,1,
Телефон: (917)5601717, (905)7308889, (993)2284171
E-mail

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]