Тонкости строевой рыси — как упростить процесс обучения всадника?


Обучать всадников облегчаться под правильную диагональ и «видеть» ее со стороны очень интересно. В первую очередь тем, как ученики реагируют. Некоторые нуждаются в большом количестве информации, в то время как у других возникают проблемы, когда они в начале получают слишком много информации. Именно поэтому я сначала преподаю эти знания в самой простой форме, добавляя больше информации по мере продвижения.

Простейшая форма информации, которую мы доносим до всадников, это то, что строевая рысь имеет два такта ; под один мы встаем, под второй садимся.

Вверх — вниз, вверх-вниз

Любой инструктор, который обучает новичков строевой рыси, наверное миллионы раз повторил эту фразу «Вверх-вниз, вверх-вниз …». Признайте, и вы тоже это делали. Поначалу, когда мы повторяем эту нашу «мантру», мы видим, как всадник подлетает высоко от седла, когда привстает, бьется о седло, простаивает или просиживает лишнее, но, чем четче вы устанавливаете ритм своими голосовыми командами «вверх-вниз», тем ближе ваш новичок становится к тому моменту, когда он наконец будет чувствовать и попадать в ритм. Внезапно, у него получается, и мы кричим ему: «Да! Правильно! Молодец! Вверх-вниз, вверх-вниз»!

Приобретение навыка облегчаться на рыси — большой шаг в жизни начинающего всадника. Целый этап!

Я всегда даю своему всаднику время закрепить его прогресс, прежде чем начать работать с рысью дальше. О диагоналях рыси он услышит позднее, возможно, еще мы еще несколько уроков будем обходиться без них. Я жду, когда всадник начнется облегчаться на рыси автоматически, забудет о моих подсказках «вверх-вниз». У всадника должно появиться чувство и развиться мышечная память.

Как подготовиться

Начальный этап обучения верховой езде здесь, как и в школах верховой езды, проходит обычно на корде — длинной веревке, при помощи которой тренер может контролировать лошадь, управляемую неопытным всадником. После — животное и всадник остаются наедине, а тренер только дает подсказки, советы, рекомендации.

Как подготовиться к первому занятию:

  1. Приехать заранее. Чтобы не торопясь познакомиться с лошадью и переодеться.
  2. Заниматься 2-3 раза в неделю, чтобы не потерять приобретенные навыки.
  3. Не бояться. лошади хорошо чувствуют Ваш страх.
  4. Соблюдать технику безопасности.

Клубы хороши тем, что катание на лошадях здесь доступно практически в любое время. Можно устроить прогулку на лошадях по парку всей семьей после трудного рабоче-учебного дня, а можно — в выходные. И особого снаряжения покупать не нужно — в клубах все, от седла до костюма и сапог можно взять на прокат. Так что такой вариант катания на лошадях еще к тому же и самый дешевый.

Я люблю визуализацию

Когда мой ученик расслабленно едет строевой рысью, управляя лошадью, разговаривая и отвечая на мои вопросы и т.д., это значит, что он готов изучать диагонали. Очень хорошо, если у вас есть всадник -«образец» или имеет место групповой урок. Мне нравится фраза: «Изображение стоит тысячи слов» (она сотни раз себя оправдывала!) У лошади моего всадника-«образца» на ногах появляются разноцветные бинты, например, как на фотографии ниже — на правой диагональной паре красные, на левой – белые.

Если у меня групповой урок, то все лошади будут забинтованы таким же образом. Конечно, можно использовать по два разных цвета на каждой лошади во время группового занятия, но лучше, если на всех лошадях будет красно-белое сочетание. Помните, что когда в ходе тренировки вы используете визуализацию, вы помогаете своим ученикам лучше понять то, чему вы их учите.

Я прошу своего «образца» поехать строевой рысью, а у ученика спрашиваю, какие две ноги его лошади движутся вместе. Как только ученик сможет идентифицировать диагональные пары, я объясняю: «Вот почему рысь – двухтактный аллюр. 4 ноги, 2 пары = 2 такта». Дальнейшую теорию рыси я отставляю теорию на другой день. Помните, что слишком много информации и деталей могут сбивать ученика с толку, когда он пытается вникнуть в базовые понятия верховой езды.

Пока «образец» рысит, я прошу ученика говорить вслух «вверх-вниз» в его ри облегчаться под правую диагональ и говорю ученику: «Вы видите, что наш «образец» сидит в седле всякий раз, когда ноги в красных бинтах находятся на земле»? Обычно не требуется много времени, чтобы ученик это увидел.

Затем я прошу «образца» менять диагонали, а ученика — называть, под какую диагональ тот облегчается. Теперь я могу точно понять, действительно ли мой ученик видит диагонали. Затем я прошу «образца» поездить под ту диагональ, которую ученик отличает лучше (обычно ею оказывается внутренняя). Я прошу ученика перевести взгляд на плечо лошади и отмечаю для него, что всадник сидит в седле, когда плечо уходит назад.

Как только мой ученик увидит движение плеча, я даю «образцу» отдохнуть и прошу ученика порысить вдоль манежа. Его задача — определить, какое плечо уходит назад, когда он садится в седло. Я, шутя, говорю ему, что это первый и последний урок, когда я не ругаю его, за то, что он смотрит вниз на плечи лошади.

Подъем

В идеале при движении рысью зад и перед должны подниматься одинаково. Если перед лошади поднимается выше, чем зад, значит, лошадь недостаточно активно работает задом, и наоборот. Это хорошо заметно, если сравнить углы плеча и бедра. Помните, что передние и задние ноги должны подниматься одинаково.

Посмотрите на фотографии ниже. Всегда начинайте оценку движения с задних ног. Обратите внимание на расстояние от верха крупа до низа ноги. Сравните его с расстоянием от верха плеча до низа ноги. Первая лошадь не сбалансирована, она поднимает перед и зад по-разному. Лошади с такой рысью не годятся в разведение.

На второй фотографии правильная рысь с равномерным подъемом переда и зада. Чем выше подъем, тем шире прибавка и больше подвисание.

Простые объяснения

Я пропускаю информацию о «правильной, неправильной» диагонали, оставляя ее на то время, когда ученик сможет легко определять диагональ. Это после я буду рассказывать ему о турнирах и традициях, объяснять, что лошадь толкает всадника задней ногой, и нам нужно равномерно тренировать ее задние ноги. Но на данный момент мы придерживаемся обозначений «левая, правая» или «красная, белая» для учеников, у которых есть сложности с быстрым определением правой и левой руки.

После того, как всадник научится определить диагональ, мы начинаем вносить разнообразие в работу.

Я называю количество шагов, которые всаднику нужно будет просидеть в седле, прежде чем начать снова облегчаться. Мы обсуждаем, как перейти от одной диагонали к другой, а также о том, что если просидеть четное количество шагов, то всадник вернется на ту же диагональ, под которую ехал до этого, а если нечетное, то всадник поменяет диагональ. Я учу всадников, что они могут простоять или просидеть один такт, чтобы изменить диагональ. Довольно скоро мой ученик становится профессионалом по диагоналям.

Я использую этот метод обучения диагоналям, когда я учу как взрослых, так и детей. Обычно после того, как всадник начинает контролировать механику, он готов узнать, зачем нужны диагонали. Вот тогда я рассказываю о диагональных парах, об одинаковом тренинге задних ног и т.д. В это же время я начинаю заставлять своего всадника думать о задних ногах лошади, которые выталкивают его из седла, развивая осведомленность о «моторе» лошади.

Если с самого начала нагрузить ученика теорией, взрослый всадник может превратить обучение диагоналям в сложную головоломку, мысленно не давая себе двигаться. Я предпочитаю делать обучение простым, ведь главное — не показать ученикам, как много я знаю о рыси, а привить им необходимые навыки и довести их до автоматизма. Речь идет о том, чтобы объяснять все просто и дать ученику возможность понять, о чем речь, и применить это на практике.

Если всадник «застрял»

Но что делать с учеником, который «застрял» и нуждается в помощи, который не видит диагонали? Я удивлю вас, если скажу, что такая проблема чаще встречается у взрослых, нежели у детей?

Видео — отличный инструмент обучения, поэтому я открыла Youtube, чтобы найти ролик, на котором был бы четко и ясно виден хороший пример диагоналей. Я была немного удивлена тем, что это оказалось не так уж просто. Еще больше удивляясь, я обнаружила, что одна женщина, сидя на стульчике, в формате интервью небрежно объясняла теорию рыси, лошадь при этом вообще ни разу не появилась в кадре. После часового поиска я выбрала два видео, на которых, по крайней мере, продемонстрированы лошади с хорошим шагом и всадниками, которые четко едут под нужную диагональ. Первое — очень короткое, но диагонали видны очень хорошо:

Ученики могут много раз просматривать видео заново, чтобы визуализировать. Второе видео — урок на рыси, и я предлагаю вам отключить громкость, чтобы не отвлекаться на текст, а оттачивать свое видение:

Напомните своему ученику, что ему нужно будет использовать «мягкий» взгляд и периферийное зрение, чтобы увидеть одновременно и шаг лошади, и движения всадника.

Я твердо убеждена в том, что уверенность строится, когда мы озвучиваем происходящее, поэтому, когда вы смотрите видео (или даже наблюдаете за всадниками вживую), вы должны громко и четко проговаривать «вверх-вниз» в ритме с движением всадника. Продолжайте проговаривать «вверх-вниз», пока не дойдете до того, что сможете видеть диагональ только по позиции «вниз». Как только этот ри в вашей голове, начинайте смотреть на передние ноги лошади или на одну диагональную пару, чтобы определить, какая нога движется вместе с всадником.

Как научиться входить в ритм движения лошади

Все трудности приходят только с переходом на рысь, когда лошадь начинает подбрасывать всадника. Одни лошади подбрасывают больше, другие меньше. Чем медленней движение, тем легче всадник справляется с этим подбрасыванием. Если же ему приходится ехать быстро, да еще на тряской лошади, то он, конечно, испытывает большие неудобства.

Начинающий всадник, пытаясь избежать подбрасывания, непроизвольно сжимает бока лошади шенкелями, но этим он не добивается желаемого. В результате у неопытного всадника возникают потертости, появляются скованность движений и чувство неуверенности.

Конкур, конный спорт, препятствия лошади, фото фотография

Со всем этим можно справиться, научившись управлять мышцами пояснично-крестцового отдела. Конечно, человек обычно делает естественные движения, не задумываясь, но, поскольку в искусстве верховой езды отводится особая роль умению управлять пояснично-крестцовым отделом мышц, на этом вопросе следует остановиться особо с целью подчеркнуть его важность. Но даже если всадник научится правильно выполнять движения этими мышцами, то это еще не значит, что он сможет с первых же шагов умело воздействовать на лошадь.

Как качели можно раскачать, меняя напряжение пояснично-крестцового отдела, так и лошадь этим самым можно побудить к движению вперед. Если же она уже находится в движении, то можно попытаться к этому приспособиться, войти в ритм движения, сопровождать его своим корпусом. Если всадник уже умеет правильно трогать лошадь с места, то, значит, он умеет и сопровождать ее движения; если же одного из двух он не умеет, то ясно, что такой всадник не умеет ни того, ни другого.

Статья по теме Как выработать правильную посадку на лошади?

Многие всадники, даже опытные, не понимают, что умение входить в ритм движения лошади — основа правильной посадки, без чего не может быть тонкого посыла. Не надо думать, что со временем это придет само собой, этому нужно учиться. И надо сказать, что хорошо выезженная лошадь — лучший учитель, потому что она сразу же реагирует на малейшее напряжение мышц пояснично-крестцового отдела всадника.

При движении лошади с места всадник, если он делает посыл не только шенкелями, а мышцами пояснично-крестцового отдела и шенкелями, чувствует, что он обходится минимальным давлением шенкелей. Чем лучше всадник умеет использовать напряжение этих мышц, тем меньшим давлением шенкелей он обходится.

Ковбой ловит бычка, фото фотография

Усилиями мышц пояснично-крестцового отдела всадник может и остановить лошадь, при этом он почувствует, что остановка происходит не так, как прежде. Без воздействия этой группы мышц лошадь удерживалась сильным давлением поводьев на рот. Теперь же всадник лишь едва натягивает поводья, чтобы лошадь остановилась. В момент остановки всадник чувствует, как лошадь подводит задние ноги.

Чтобы понять воздействие всадника на лошадь пояснично-крестцовым отделом, необходимо многократно повторять начало движения лошади и его остановку, переходить с шага на рысь и останавливаться; и так все время, меняя темп, переходить с шага на рысь и снова на шаг, останавливать лошадь, а затем вновь трогать ее с места. Если вы этого не поймете на своей лошади, то необходимо взять другую, хорошо выезженную учебную лошадь и ездить на ней до тех пор, пока это понимание не придет. Если же и в этом случае вы не сможете найти контакт с лошадью, то, скорее всего, научить вас верховой езде так и не удастся.

Соответственно сначала требуется понять, что начало движения с места и остановка усилиями пояснично-крестцового отдела и без них существенно различны. И только всадник, который научился уверенно воздействовать на лошадь мышцами пояснично-крестцового отдела, в состоянии препятствовать и сильному подбрасыванию лошади.

На медленной рыси тем же усилием пояснично-крестцового отдела, которое действует при начале движения и остановки, таз и центр тяжести всадника смещаются вперед. Всадник же с помощью шенкелей и мускулатуры пояснично-крестцового отдела как бы вжимается в седло. Так, без особых усилий устанавливается более тесный контакт всадника с лошадью. На хорошо выезженных и менее тряских лошадях контакт приходит значительно быстрее. Это приходит благодаря частой смене темпа, потому что правильное напряжение мышц пояснично-крестцового отдела в начале движения и при остановке переносят в движение на рыси. Чем выше подбрасывает лошадь и чем быстрее темп движения, тем больше следует напрягать мышцы пояснично-крестцово-го отдела. Если всадник полагает, что уже до некоторой степени проник в эту тайну, то его умение воздействовать пояснично-крестцовыми мышцами следует проверить на других лошадях.

Девушка скачет на гнедой лошади, фото фотография

Посадку всадника можно считать правильной, если на сокращенной рыси не только на одной, но и на многих лошадях всадник не болтается в седле и переносит движение, сидя так уверенно и спокойно, что листок бумаги, положенный под ним на седло, может удержаться.

Вхождение в ритм движения лошади — это всегда нечто гибкое, прочувствованное, что никогда не требует усилий и не связано с большими движениями. Поэтому внимательный наблюдатель может его обнаружить не по внешним признакам, а только как результат воздействий на лошадь. Всадник, обладающий этим умением, сидит на лошади удобно и подбрасывает его меньше, чем других. Резкие движения таза всадника, его неплотное прилегание к седлу или слишком прогнутая спина не имеют ничего общего с умением управлять мышцами пояснично-крестцового отдела. Всадник, напрягая эти мышцы, может отклониться немного назад, но это не поможет ему войти в ритм движения лошади.

Статья по теме Раскрепощенность мышц всадника

Иногда от тренера можно слышать, что всадник должен колебать корпус в такт движениям лошади. Но этот совет не помог еще никому. Колебания в такт, то есть вхождение в ритм движения лошади, не появляются сами собой, а возникают только из активного движения мышц, сознательного желания продвинуться вперед, как на качелях; поступательное движение возникает благодаря напряжению пояснично-крестцовых мышц, а простое раскачивание ничего общего с воздействием на лошадь не имеет.

Источник: В.Мюзелер «Школа верховой езды», Перевод с немецкого Н. А. Савинкова. Под общей редакцией профессора И. Ф. Бобылева. Москва «Прогресс», 1980

Подумайте о колесе

Теперь нам нужно подумать еще кое о чем. Передняя нога лошади фактически не поднимается и опускается, как поршень. Она делает гораздо более сложное движение. Подумайте о передней ноге, как будто она двигается по траектории колеса. Половина оборота на земле, вторая половина — в воздухе. Переднее копыто фактически ступает на землю перед лошадью, когда ее нога выводится вперед, и остается на земле, пока не окажется позади – под лошадью. Поскольку рысь — это двухтактный аллюр (в целях моего объяснения – такт вверх и такт вниз), всадник, который едет строевой рысью, будет опускаться в седло и сидеть, пока одна или другая передняя нога лошади ступает на землю и затем оказывается под телом лошади. (Технически, если лошадь не выталкивает себя передом, ее тело проходит над ногой, но для упрощения вы можете думать о том, что нога уходит назад под тело). Постарайтесь держать эту картину в голове, когда будете смотреть видео. Посмотрите на обе передние ноги, пока вы проговариваете «вниз-вниз-вниз» в ритме облегчения всадника. Скоро ваш глаз будет улавливать связь.

Под какую ногу облегчаться на рыси?

В прошлой статье я затронула тему диагоналей на рыси, в этом посте попробуем разобраться под какую ногу облегчаться и есть ли разница.

Напомню, что рысь двухтактный аллюр с поочередным выносом диагональных пар ног (левый перед + правый зад и правый перед + левый зад). Всадник на облегченной рыси один темп сидит в седле, а второй приподнимается над седлом. О технике выполнения этого подъема поговорим в другой раз, а сейчас диагонали.

При движении по манежу или вольту облегчаться можно под внутреннюю или внешнюю диагональ. Вот сейчас будет первая путаница в терминологии. Одни тренеры и всадники определяют диагональ по передней ноге, другие по задней. Давайте договоримся, что в этом посте мы будем определять диагональ по передней ноге. Т.е. синхронизируем подъем всадника из седла с выносом плеча, этот вариант удобнее, т.к. начинающие всадники, да и некоторые опытные не чувствуют, под какую ногу облегчаются, и проверить себя могут только визуально. На плечи посмотреть в разы проще, чем заглядывать под лошадь в попытке определить где там ее задние ноги.

По такой логике, при езде налево внешней у нас будет правая диагональ (т.е. вперед выносятся правый перед + левый зад), а внутренней, соответственно, противоположная левая. Под какую же вставать?

В правилах по выездке нет указания, под какую ногу облегчаться. В выездковых схемах облегченная рысь присутствует только в ездах для молодых лошадей и схемах для новичков. В судейских комментариях можно встретить рекомендации облегчаться под внешнюю диагональ, но они носят лишь рекомендательных характер. И если вы поедете схему под внутреннюю диагональ или забудете сменить ее при перемене направления, это не будет влиять на оценку если лошадь не сбилась и не потеряла равновесия и равномерности движения по этой причине.

До начала 2000х многие если не все российские тренеры учили облегчаться под внутреннюю диагональ. Это пришло из кавалерии и аргументировано тем, всадник садится на внешнюю заднюю ногу, что в теории должно давать большую устойчивость при поворотах.

Западная же школа (и большинство нынешних тренеров) учит облегчаться под внешнюю диагональ. И у них тоже есть аргументы. По их мнению, это способно придать лошади больше легкости и больше гибкости просто потому, что вес убран с внутренней задней ноги.

Второй, более осмысленный аргумент, это факт того, что лошади достаточно часто имеют тенденцию в повороте валить зад внутрь. При облегчении под внешнюю диагональ всадник получает большую свободу шенкеля для коррекции этой проблемы.

В целом, все всадники и все лошади односторонние. Если вы попробуете поделать переходы шаг-облегченная рысь на свободном поводу, не обращая внимания на ногу облегчения при переходе в рысь, вы, скорее всего, будете чаще попадать на одну и туже диагональ, более того, есть лошади, которые способны сделать многое, чтобы пересадить всадника на удобную для нее диагональ (хотя если такое происходит постоянно, есть смысл обратиться к вет. врачу или мануальщику).

Вывод: нет никакой объективно доказанной разницы, под какую диагональ облегчаться. Разница появляется только на боковых элементах, и то при условии, что есть необходимость делать их на облегченной рыси, но там уже эта разница никак к стенкам манежа не привязана и диагонали, например, на траверсе и ранверсе будут разные. Но важно учитывать, что задняя нога, на которой вы сидите, получает большую нагрузку, чем та, на которой вы облегчаетесь. Из этого следует, что важно менять диагонали и работать равномерно на обеих.

Я учу своих всадников облегчаться под внешнюю диагональ, доводя это до автоматизма, лишь из тех соображений, что бы не забывали-таки ее менять и были в состоянии самостоятельно отследить равномерность нагрузки в обе стороны. Согласитесь, помнить, сколько раз поменяли направление проще, чем помнить перемены направления + перемены диагоналей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]